Учитель – «путеводитель» на всю жизнь, актёр, человек с искрой божьей в душе. Что думают о профессии педагога депутаты областной Думы?

4 Октября 2019

Накануне Международного дня учителя депутаты Белгородской областной Думы рассказали о своём видении преподавательской профессии, даже можно сказать, миссии – учить, и поздравили педагогическое сообщество региона с праздником.

Председатель комитета Белгородской областной Думы по образованию, молодежной политике и средствам массовой информации,   ректор Белгородского государственного национального исследовательского университета Олег Полухин:

«В исторической ретроспективе учителя были самыми уважаемыми людьми, их восхваляли и возносили на пьедестал, хотя далеко не всегда общество могло позаботиться об их благополучии. При этом несмотря ни на что учитель всегда был скрепом общественной жизни и оплотом государственности.

Уверен, что в «лихие» 90-е наша страна выстояла во многом благодаря подлинному патриотизму и гражданской позиции тех учителей, которые, несмотря на материальные трудности, крушение прежних идеалов и ценностей, не разбежались из школ, а продолжали сеять разумное, доброе, вечное. Потому что труд учителя – это не ремесло, а миссия, которая заключается в воспитании личности. Но миссия – это служение. Это великое ответственное бремя.

Перефразируя знаменитую цитату из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, можно сказать, что учителя в ответе за тех, кого обучили. Ведь именно учитель становится проводником детей в ещё не взрослую, но уже в максимально осознанную жизнь. И очень важно, кто ведёт тебя за руку! Все мы помним своего первого учителя, а чаще, учительницу, которая была нам второй мамой и открывала для нас удивительный мир знаний и взаимоотношений. Наши учителя воспитывали и направляли нас, закладывали интерес к знаниям.

Вот этим своим глубоким воздействием на ребёнка преподавательская деятельность и интересна, и трудна. Конечно, современный учитель должен владеть самыми передовыми технологиями обучения, в том числе дистанционными, стремиться к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Но для того, чтобы реализовать свою миссию и воспитать личность, педагог должен, прежде всего, сам быть цельной и интересной личностью, иметь позитивный взгляд на жизнь и обладать активной гражданской позицией. Задача нашего университета – единственного вуза в регионе, где готовят учителей всех профилей – воспитать в наших выпускниках все эти качества. Как говорил выдающийся философ Иван Ильин, профессор – это учитель учителей. Поэтому мы, профессора университета, несём двойную ответственность: от нас зависит, будет ли вышедший из стен университета школьный учитель относиться к своей профессии как к образовательной услуге или как к миссии. Мы свою задачу подготовки педагогов, для которых на первом месте доброта, уважение, взаимопомощь и понимание ценности каждого человека, стараемся выполнять. От всей души желаю всем коллегам – учителям также реализовать задуманное, новых достижений и творческого вдохновения!»      

Председатель комитета областной Думы по здравоохранению и социальной политике, директор медицинского института НИУ «БелГУ» Владимир Куликовский:

«Во все времена и у всех народов роль учителя – конечно, это очень важная роль. Ведь он формирует мировоззрение человека. Но есть и особые учителя. Это те учителя, чья миссия ещё более сложна и ответственна. Это те, кто учит высокому искусству врачевания, овладению высокими сложнейшими технологиями диагностики лечения болезней, а самое главное – воспитывает в своих учениках любовь и милосердие к больному, страждущему человеку. Чтобы иметь почётное право обучать медицине, надо быть не только хорошим профессионалом, но и получить определённый жизненный опыт и иметь большое сердце. В клятве Гиппократа есть такие слова: «Я клянусь хранить благодарность и уважение к своим учителям, считать их наравне со своими родителями, а их потомство – считать своими братьями».

Я считаю, что учитель в медицине не просто педагог, это наставник с большой буквы, который часто является для ученика примером во всём, путеводителем на всю жизнь.

В преддверии праздника Дня учителя желаю всем, кто несёт высокое звание учителя и особенно своим коллегам – педагогам-врачам – профессиональных успехов, гордости за своих учеников, здоровья и благополучия».

Заместитель председателя комитета областной Думы по законодательству и местному самоуправлению, заведующий кафедрой экономики и организации производства БГТУ им. В.Г. Шухова Юрий Селивёрстов:

«Профессия педагога – уникальная. Я приведу два примера. Если, предположим, строитель видит результаты своего труда сразу, или рабочий, станочник, токарь-фрезеровщик – выточил деталь и увидел, что у него получилось. И у него возникает желание сделать лучше. Результат труда побуждает к новому движению вперёд, а у педагога результат труда можно увидеть только через много-много лет, иногда даже через десятки. Для того, чтобы сохранять в себе настрой, держать себя в тонусе, нужны колоссальные внутренние силы, умение идти в ногу со временем, схватывать всё то, что сегодня является актуальным, всё то, что ты хотел бы передать своим ученикам. Это первый момент.

А второй момент: педагог не только даёт профессиональные знания, но и воспитывает личность. А воспитать личность может только другая личность. То есть, в любом случае педагог – это личность. Это человек, который знает своё дело, умеет делать это дело и стремится делать его как можно лучше не из-за каких-то меркантильных интересов, а просто по своему внутреннему настрою.

Мне не очень нравится, что сегодня престиж профессии педагога падает. Некоторые даже предложили считать образование услугой. Но, при всём уважении к профессии официанта, продавца, швейцара, нельзя сравнивать их положение с положением учителя. А отнесение образовательной сферы к сфере услуг невольно привносит во всё это некий элемент коммерциализации. Я считаю, что педагог – это человек с искрой божьей в душе. Без этого невозможно преподавать, невозможно воспитать личность. И вот когда туда проникает коммерция, она эту искру божью гасит. Сегодня, к сожалению, мы наблюдаем процесс, когда за стремлением получить какую-то материальную выгоду уходят самые важные для педагогики вещи. Становится главным не обучение, а стремление сохранить контингент, возможный источник дохода и ослабевает внутренний настрой на творческую деятельность. В первую очередь, от этого страдают те, кого педагоги учат.

Поэтому, пользуясь случаем, поздравляю всех, кто связан с педагогическим трудом, с профессиональным праздником, и желаю не гасить в себе эту искру божью, высоко ценить, в первую очередь, свою профессию, себя в этой профессии и тогда всё получится».

Депутат областной Думы, директор Вейделевской средней общеобразовательной школы Светлана Масютенко:

«Учитель – это, прежде всего, профессионал. И я считаю, что это творческая личность.

Учитель должен быть справедливым и корректным, чтобы дети доверяли ему и, конечно, в процессе работы научились уважать учителя. А от уважения дальше идёт понимание и достижение общего результата – качественное получение знаний.

Школа должна быть доброжелательной. Должны быть созданы все условия, чтобы между учеником и учителем было полное понимание, взаимодействие. И мы все к этому должны стремиться.

Полностью описать, каким должен быть учитель, невозможно. Потому что учитель – как актёр, который в любой ситуации должен уметь перестроиться. Особенно это касается уроков литературы, истории, обществознания. В гуманитарных предметах можно реализоваться творчески. А на таких уроках, как математика, физика – в точных науках –нужно проявлять свой профессионализм и одарённость. Все дети разные, но материал следует давать так, чтобы ребёнок усвоил его и доказал, что знает».

Депутат областной Думы, ректор Белгородской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Я. Горина Александр Турьянский:

«Есть две категории: общенародное определение «учитель», а есть такая должность, как преподаватель. На мой взгляд, это не совсем одно и то же.

Вот что касается учителя, это человек, который занимается не только тем, что даёт своему ученику специальные знания, образовательные предметы, дисциплины или некое мастерство с точки зрения его преподавания, а учитель – всё же это человек, который на основе собственного опыта, видения жизни, хочет своему воспитаннику, ученику дать возможность заблаговременно всё это знать и вооружить его некими знаниями, убеждённостью, если хотите, взглядом на жизнь, отношением к каким-то фактам, событиям, жизненным ситуациям. То есть, учитель – это тот человек, который всегда потом у ученика всплывает в самых разных ситуациях и остаётся в памяти, он по нему сверяет свои поступки.

Те, кто выбрал своей профессией работу учителя и для него она является призванием, тот придерживается таких же принципов. У каждого из нас есть свой учитель, тот человек, который является оселком чести, совести. Это тот человек, которого ученику хотелось бы копировать и который дал ему то, что в этой жизни стало для этого человека путеводителем по жизни.

Преподаватель – это немного другое. Преподаватель – это человек, который обладает высоким профессиональным мастерством, понимает методику, мотивирующие начала, побуждающие ученика более глубоко и всесторонне познать секреты мастерства и профессионализма. И он стремится профессионально свою работу довести до сознания своего подопечного, до ученика, и, конечно же, получает удовлетворение, когда ученик не просто обретает эти знания, но и затем превосходит преподавателя.

Наверное, понятия близки, но, на мой взгляд, это далеко не одно и то же. Как говорят, каждое последующее поколение стоит на плечах предыдущего. И долг учителя дать возможность опереться на это плечо, дать возможность покинуть гнездо и научить летать. А молодёжь должна помнить, кто помог «встать на крыло», кто дал им крылья. От учителей во многом зависит – кто вылетит из гнезда и каким будет их полёт».


Связанная фотогалерея: Учитель – «путеводитель» на всю жизнь, актёр, человек с искрой божьей в душе. Что думают о профессии педагога депутаты областной Думы?

Ссылки по теме:







Популярное