На совместном заседании комитетов Белгородской областной Думы по бюджету, финансам, налоговой политике и по промышленности, строительству, транспорту, связи и ЖКХ депутаты не только рассмотрели включённые в повестку законопроекты, но и обсудили особенности сегодняшнего школьного образования. На вопросы народных избранников о том, как проходит образовательный процесс в белгородских школах, ответил начальник профильного департамента области Игорь Шаповалов.
«Майский указ Президента в плане повышения зарплаты учителей я в полной мере поддерживаю, труд учителя должен оплачиваться выше, чем сегодня», – отметил председатель комитета областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике Николай Незнамов и поинтересовался, существуют ли «реальные механизмы увязки оплаты труда учителя с качеством образования».
Игорь Шаповалов рассказал, что такой механизм есть, и он заложен в системе оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений: «Согласно этой системе, вся заработная плата учителя, да и в целом работников школ, делится на две части: базовая часть, она представляет собой порядка 70-65% в зависимости от учреждения, и стимулирующая часть, которая составляет от 30 до 35%. В рамках стимулирующей части работники учреждений получают доплату только за качество выполненной работы. Более того, подобный механизм касается не только работников, но и руководителей школ».
Тему оплаты труда педагогов продолжил председатель комитета облдумы по промышленности, строительству, транспорту, связи и ЖКХ Леонид Новиков, спросив, сколько же сегодня в области составляет зарплата учителя в среднем.
По словам Игоря Васильевича, по итогам 2013 года средняя заработная плата педагогического работника составляет 22,5 тыс. рублей, а учителя – 25 тыс. рулей. Вместе с тем, начальник департамента образования подчеркнул, что зарплата дифференцирована, она зависит от того, в какой школе из трёх групп нормативов трудится педагог: «Если это школа повышенного уровня – гимназия, лицей, школа с углубленным изучением, – то норматив её финансирования выше; если это младшая или старшая ступень, то финансирование старшей ступени за счёт объёма часов больше; если эта школа находится в сельской местности, её финансирование выше. И плюс количество детей и количество часов, которые ведёт учитель».
От вопросов касательно зарплаты учителей депутаты перешли к обсуждению особенностей образования именно в белгородских школах.
«Мы в своё время поддержали принятие закона о введении православия как предмета в наших школах. Я считаю, что это было правильное решение, невзирая на критику. Как вы полагаете, даёт ли это какой-то результат уже сегодня с точки зрения оздоровления нравственного состояния наших учащихся?», – осведомился Николай Незнамов.
«Действительно, законом области был установлен региональный компонент, суть которого сводилась к изучению православной культуры фактически во всех классах. С 2011 года вступил в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт, который, к сожалению, исключил региональный компонент. То есть, раньше, до 2011 года, учебный план каждой школы состоял из трёх частей: первая часть – это федеральные предметы (набор предметов, объём и часы установлены Министерством образования), второй блок – региональный компонент, туда входили наша православная культура, ОБЖ и физкультура, третий блок – по выбору детей и их родителей. Сегодня же в рамках действующего пока на уровне начальной школы образовательного стандарта осталось два блока: федеральный компонент, который включает в себя обязательные предметы, и компонент по выбору участников образовательного процесса. Однако та традиция, которая была заложена в рамках реализации предыдущего стандарта, даёт свои плоды: 96% детей изучают православную культуру по выбору», – сообщил Игорь Шаповалов. Он заметил, что в основном и старшем звене по-прежнему действует областной закон, и ребята с 4 по 11 классы осваивают основы православной культуры.
По мнению начальника профильного департамента, если говорить об осязаемых положительных результатах реализации регионального закона, можно привести как пример ежегодное снижение уровня детской и подростковой преступности.
Игорь Васильевич также добавил, что большое внимание в белгородских школах уделяется выявлению и поддержке детей, обладающих творческими способностями: «По этому показателю Белгородчина входит в десятку субъектов РФ по результативности. В будущем мы продолжим работу в данном направлении, сконцентрируемся именно на духовно-нравственном воспитании детей».
В завершение беседы депутаты уточнили, меняется ли по гендерному и возрастному составу педагогический коллектив области.
«Не так давно мы говорили о том, что, к сожалению, у нас мало мужчин среди педагогического состава, а также увеличивается средний возраст учителей. Произошли ли какие-то изменения за последние несколько лет?», – озвучил вопрос Леонид Новиков.
Игорь Шаповалов привёл статистику: «За последние три года на 2,3% увеличилось доля учителей в возрасте до 35 лет, их сегодня чуть больше 11%. Но доля учителей пенсионного возраста тоже увеличилась. Поэтому средний возраст педагогических работников школ с 47 лет три года назад уменьшился до 46 лет сегодня. Если говорить о разделении по гендерному принципу, доля мужчин – чуть более 7%». Однако, по данным Игоря Васильевича, наблюдается и оптимистичная динамика – 57% среди пришедших в школы молодых педагогов, которым ещё нет 35 лет, составляют мужчины.