Слышим людей. Служим Белгородчине. Принимаем законы на благо земляков

О работе Белгородской областной Думы V созыва (2010-2015 годы)

19 октября 2010 года Белгородская областная Дума пятого созыва приступила к работе в количестве 35 депутатов. За период с октября 2010 года по май 2015 года состоялось 47 заседаний Белгородской областной Думы. В соответствии с Регламентом областной Думы очередным заседаниям Думы предшествовало 45 заседаний Совета областной Думы.

В отчётном периоде в Белгородскую областную Думу внесён 391 региональный законопроект, с учётом внесённых до 1 октября 2010 года – 398 законопроектов, из них принято 359 законов Белгородской области. Наибольшее количество из внесённых с 1 октября 2010 года по май 2015 года законопроектов поступило от Губернатора Белгородской области – 245 законопроектов, или 63% от всего количества внесённых в этот период законопроектов, 114 законопроектов внесено депутатами областной Думы, 13 – Избирательной комиссией Белгородской области, 19 – представительными органами местного самоуправления.

В пятом созыве, по сравнению с четвёртым созывом, выросла законотворческая активность депутатов областной Думы (за отчётный период ими было внесено 114 законопроектов, а в четвёртом созыве – 99). При этом депутатами – членами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – за отчётный период внесено 94 законопроекта, совместно с депутатами других фракций – семь. Среди законопроектов, внесённых членами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», принято и подписано 85 законов, отозвано субъектами права – семь проектов законов, два законопроекта находятся в стадии рассмотрения.

Депутатами – членами других фракций – было внесено четыре законопроекта. Это два проекта закона, внесённых депутатами – членами фракции «КПРФ», и два – депутатами фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». Из них было принято и подписано два закона, внесённых членами фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», один законопроект, внесённый депутатами «КПРФ», был отозван субъектом права законодательной инициативы, один – не был принят.

Девять проектов областных законов были разработаны в соответствии с протестами прокурора Белгородской области.

Вносимые на заседания Думы вопросы предварительно рассматривались в профильных комитетах. В течение отчётного периода комитетами областной Думы проведено 294 заседания с участием субъектов права законодательной инициативы и их представителей, а также представителей Администрации Губернатора области и Правительства области. Рассмотрено 2 096 вопросов: это законопроекты Белгородской области, проекты федеральных законов, обращения депутатов Белгородской областной Думы, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации и другие. Ежегодно комитетами областной Думы проводилось 55-65 заседаний, на которых рассматривалось более 400 вопросов.

Комиссией по Регламенту и депутатской этике с октября 2010 года по май 2015 года было проведено 10 заседаний, на которых рассматривались вопросы внесения изменений в Регламент Белгородской областной Думы, вопросы о досрочном прекращении полномочий депутатов Белгородской областной Думы и другие.

Основная работа комитетов была сосредоточена на рассмотрении проектов и подготовке законов Белгородской области. Можно назвать следующие наиболее значимые законы области, принятые в течение рассматриваемого периода, в соответствии с распределением по сферам деятельности комитетов.

1. Комитет областной Думы по законодательству и вопросам инновационной деятельности (до 27.02.2014 года – комитет по законодательству и вопросам местного самоуправления):

- законы Белгородской области о внесении изменений в закон Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области». В отчётном периоде принято 35 указанных законов;

- «О внесении изменений в Избирательный кодекс Белгородской области». В соответствии с данным законом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В целях подготовки проекта закона Белгородской области была создана рабочая группа, а также проведён «круглый стол» на тему: «Выборы Губернатора Белгородской области: вопросы законодательного регулирования»;

- «О наградах Белгородской области». Закон свёл воедино разрозненные документы, которые существовали ранее, и закрепил статусность наград Белгородской области, требования, которым должен соответствовать кандидат, временные рамки (разрывы между получением наград, стаж службы, работы) и другие параметры. В процессе подготовки данного законопроекта состоялось заседание рабочей группы;

- «О преобразовании муниципального образования и внесении изменений в статью 14 закона Белгородской области «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района». Закон подготовлен с целью восстановления исторически сложившихся границ поселений. Стрелецкое сельское поселение Красногвардейского района разделено на Стрелецкое сельское поселение и Марьевское сельское поселение;

- законы о внесении изменений в Устав Белгородской области в части увеличения количества депутатов Белгородской областной Думы с 35 до 50 человек с целью укрепления связи депутатов с избирателями и повышения эффективности их деятельности по представлению интересов населения;

- «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Белгородской области».

2. Комитет областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике.

Важнейшими направлениями в деятельности комитета является рассмотрение законопроектов об областном бюджете.

Ежегодное принятие закона о бюджете региона является одним из самых значимых событий в областной Думе.

3. Комитет областной Думы по социальной политике:

- «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области».

Законом области установлено, что с 2013 года детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на 5 лет, в целях обеспечения сохранности жилья;

- «О внесении изменений в статью 41 Социального кодекса Белгородской области».

Законом приводятся в соответствие отдельные положения Социального кодекса Белгородской области с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» и устанавливается такая форма государственной социальной помощи гражданам как государственная социальная помощь на основе социального контракта;

- «О поддержке молодёжи в Белгородской области».

Законом определяются основные направления поддержки молодёжи, а также меры, направленные на создание условий для эффективной самореализации и развития потенциала молодёжи и молодых семей, проживающих на территории Белгородской области;

- «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Белгородской области в целях определения социальной доплаты к пенсии на 2014 год».

Закон принят во исполнение Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», установил величину прожиточного минимума пенсионера на территории Белгородской области – 5 760 рублей в месяц – в целях определения социальной доплаты к пенсии на 2014 год;

- «О внесении изменений в закон Белгородской области «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Белгородской области».

Законом установлена квота для трудоустройства инвалидов в размере 3% для работодателей со среднесписочной численностью от 35 до 100 человек, что позволяет увеличить число заквотированных рабочих мест на 1,7 тыс. единиц;

- «О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Законом устанавливаются ограничения курения табака в отдельных общественных местах, а также ответственность за нарушение ограничений;

- «О внесении изменений в статью 48 Социального кодекса Белгородской области».

Законом установлено субсидирование оплаты за капитальный ремонт гражданам-получателям субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, собственникам жилых помещений и нанимателям по договорам найма в многоквартирных домах;

- «О внесении изменения в статью 2 закона Белгородской области
«О приёмной семье».

Законом увеличен размер вознаграждения приёмным родителям с 4 611 рублей до 5 554 рублей;

- «Об образовании в Белгородской области».

Законом установлены правовые, организационные, экономические особенности построения и деятельности системы образования в Белгородской области, определены полномочия областных органов государственной власти в сфере образования, меры социальной поддержки обучающихся, а также иные отношения в сфере образования;

- «О регулировании отдельных вопросов организации социального обслуживания в Белгородской области».

Законом установлен размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в размере полуторной величины прожиточного минимума; органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению прав граждан на социальное обслуживание; установлены права и обязанности органов государственной власти Белгородской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных полномочий.

Значимой является федеральная законодательная инициатива Белгородской областной Думы, внесённая Губернатором Белгородской области, «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Законопроектом предлагается установить право на дополнительные меры государственной поддержки семей при рождении (усыновлении) третьего ребёнка в виде материнского (семейного) капитала в размере 1,5 млн рублей в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2026 года.

4. Комитет областной Думы по промышленности, строительству, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству:

- «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области».

Целью названного закона является формирование необходимой правовой основы для осуществления деятельности регионального оператора в рамках реализации адресной программы капитального ремонта, а также создания на территории Белгородской области эффективных и устойчивых механизмов финансирования ремонта многоквартирных домов;

- «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Белгородской области».

Закон направлен на снятие административных барьеров для застройщиков, а также позволит защитить интересы потребителей, нуждающихся в оперативном технологическом присоединении к сетям инженерно-технического обеспечения в части сокращения срока оформления разрешительной документации;

- «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования».

Данным законом устанавливается порядок проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено в соответствии с Федеральным законом.

5. Комитет областной Думы по местному самоуправлению и вопросам экономического развития и предпринимательства:

- «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Белгородской области».

В Комитете проведена большая работа над данным проектом закона Белгородской области. Указанный закон определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Белгородской области, а также порядок назначения его на должность и досрочного прекращения полномочий;

- «Об инвестиционной деятельности в Белгородской области».

Закон направлен на создание в Белгородской области благоприятного инвестиционного климата и развитой инвестиционной инфраструктуры по привлечению инвестиций в экономику региона.

Также определены источники финансирования инвестиционной деятельности в Белгородской области, принципы и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности;

- «Об ограничениях в сфере розничной продажи тонизирующих напитков».

Закон установил ограничения в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Белгородской области в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов жителей Белгородской области;

- «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области».

Законом определён порядок формирования представительных органов муниципальных районов, порядок избрания и полномочия глав муниципальных образований, а также право закрепления за сельскими поселениями дополнительных вопросов местного значения;

- «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты арендуемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого ими имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области или в муниципальной собственности».

Закон привёл в соответствие с федеральным законодательством действующий закон области, из него исключены нормы, касающиеся предельных значений площади выкупаемых помещений. Это позволило субъектам малого и среднего предпринимательства дополнительно выкупать арендуемые площади.

6. Комитет областной Думы по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и экологии:

- «О предоставлении земельных участков многодетным семьям».

Закон установил право многодетных семей на однократное бесплатное получение на праве собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства;

- «О проекте закона Белгородской области «О внесении изменений в закон Белгородской области «О предоставлении земельных участков многодетным семьям».

Законопроект подготовлен в целях приведения закона области в соответствие с изменившимся федеральным законодательством. С учётом требований новой редакции Земельного Кодекса РФ предлагается предоставлять земельный участок гражданину сразу в собственность вместо ранее действующего порядка на праве аренды с возможностью его оформления в собственность по истечении трехлетнего периода;

- «О внесении изменений в закон Белгородской области «О реализации в Белгородской области положений Лесного кодекса Российской Федерации».

Законом уточнены основания заготовки хвойных деревьев и предоставления лесных участков для охотничьего хозяйства, а также регулируется организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах;

- «О пчеловодстве».

Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по разведению, содержанию медоносных пчёл, их использованию для опыления энтомофильных растений, производству качественных, экологически чистых продуктов пчеловодства, охране медоносных пчёл. Также обеспечивается защита прав и интересов физических и юридических лиц, занимающихся пчеловодством на территории Белгородской области, и защита прав и законных интересов, жизни и здоровья лиц, проживающих в непосредственной близости от пасек;

- «Об охотничьих ресурсах Белгородской области».

Законом определены виды охотничьих ресурсов на территории Белгородской области (ворона серая, грач, серая цапля), дополнительно к установленным Федеральным законом млекопитающим и птицам;

- «Об установлении максимального размера общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Белгородской области».

Законом установлен размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории Белгородской области, в размере 1,2 га.

7. Комитет областной Думы по безопасности, связям с общественными организациями и средствами массовой информации:

- «О реализации на территории Белгородской области положений Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка».

Закон направлен на регулирование отдельных вопросов, связанных с участием граждан в охране общественного порядка, в целях обеспечения реализации на территории области Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка».

Установлен образец удостоверения, виды и образцы отличительной символики, меры материального стимулирования, льготы и компенсации для народных дружинников;

- «О внесении изменения в статью 5 закона Белгородской области
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Данным законом устанавливаются новые полномочия государственных органов власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, отнеся к ним создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечение её эксплуатации и развития;

- «О внесении изменения в статью 7 закона Белгородской области
«Об Общественной палате Белгородской области».

Законом установлен запрет на двойное гражданство для претендентов в члены Общественной палаты Белгородской области;

- «О добровольной пожарной охране в Белгородской области».

Данным законом определены основные понятия, устанавливаются полномочия Правительства Белгородской области в сфере деятельности добровольной пожарной охраны, меры государственной поддержки, а также страхование и меры социальной защиты участников добровольной пожарной дружины.

Знаковым событием каждого года в работе законодательного органа являлось Послание Губернатора Белгородской области Е.С. Савченко Белгородской областной Думе, в котором глава региона обозначал основные направления социально-экономического развития области, что являлось ориентиром в законодательной деятельности депутатов Белгородской областной Думы.

Также ежегодно областная Дума заслушивала отчёты:

- начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области;

- председателя Контрольно-счётной палаты Белгородской области о деятельности ведомства и результатах проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

- доклады:

- Уполномоченного по правам человека в Белгородской области о соблюдении прав человека в регионе;

- о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Белгородской области;

В соответствии со статьёй 104 Конституции Российской Федерации областная Дума реализовала своё право и внесла в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 19 проектов федеральных законов.

В период с октября 2010 года по май 2015 года Белгородской областной Думой принято 36 обращений депутатов областной Думы.

Среди них – обращение Белгородской областной Думы к членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу обеспечения жильём вынужденных переселенцев. Впоследствии Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2012 года №1210-р были утверждены изменения, в соответствии с которыми для Белгородской области выпуск в 2012 году государственных и жилищных сертификатов увеличен до 394 на сумму 573,14 млн рублей.

Также Белгородская областная Дума выступила с обращением к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об ускорении принятия проекта федерального закона №313826-6 «О внесении изменения в статью 53 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Законопроект наделяет руководителя Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков правом временного приостановления оборота веществ, в отношении которых законодательством РФ не установлены ограничения и запреты, и которые обладают схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека.

23 января 2015 года Государственной Думой был принят аналогичный закон №7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», внесённый Президентом Российской Федерации.

Также депутаты Белгородской областной Думы обращались в Министерство образования и науки РФ и Министерство здравоохранения РФ о внесении изменений в нормативные акты по вопросу создания благоприятных условий содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближенных к домашним, и подготовки их к самостоятельной жизни.

В ответ на данное обращение Министерство образования и науки РФ сообщило, что им разработаны методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов РФ, касающиеся совершенствования деятельности организаций для детей-сирот в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечения этих организаций к семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года №1916-р в августе 2014 года предусмотрено обновление санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За рассматриваемый период областной Думой назначено на должность 95 мировых судей.

В 2012-2014 годах в аппарате областной Думы проведена работа по инкорпорации актов Белгородского областного Совета депутатов трудящихся и Белгородского областного Совета народных депутатов в законодательство Белгородской области и (или) по признанию их не действующими на территории Белгородской области.

В рамках этой работы изучен 1 491 акт. По результатам инкорпорации Белгородской областной Думой были приняты законы Белгородской области:

- от 31 октября 2013 №237 «О признании утратившими силу отдельных решений Белгородского областного Совета народных депутатов», которым были признаны утратившими силу 15 актов;

- от 3 октября 2014 года №301 «О признании утратившими силу отдельных решений Белгородского областного Совета депутатов трудящихся, Белгородского областного Совета народных депутатов и малого Совета Белгородского областного Совета народных депутатов», которым были признаны утратившими силу полностью или частично 12 актов.

Одним из принципов законотворческой деятельности областной Думы пятого созыва является привлечение широкого круга экспертов. В связи с этим, при всех комитетах областной Думы созданы экспертные Советы. В составы Советов входят учёные, представители органов государственной власти области, организаций и общественных объединений. Основным направлением деятельности экспертных Советов стало проведение экспертно-аналитических работ и подготовка заключений по проектам федеральных законов, проектам законов Белгородской области и иным вопросам, рассматриваемым комитетами областной Думы.

В текущем созыве в Белгородской областной Думе проводилась стажировка депутатов районного звена и земских собраний. Депутаты приняли участие в заседаниях областной Думы, комитетов и комиссии Думы.

Областной Думой осуществляется постоянная работа по организации исполнения наказов избирателей, полученных депутатами в ходе предвыборной кампании.

На 1 июня 2015 года выполнено более 70% от общего числа поступивших депутатам наказов избирателей.

Органы государственной власти области, местного самоуправления городов и районов, организации, обеспечивающие реализацию наказов, представляют в Думу отчёты о ходе их выполнения. Данные отчёты передаются депутатам областной Думы для информирования избирателей о выполненных мероприятиях и затраченных суммах.

С целью содействия развитию местного самоуправления, оказания помощи в координировании политики по социально-экономическому развитию территорий в 2013 году при областной Думе был создан Координационный Совет по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований.

В рамках работы с органами местного самоуправления в отчётном периоде состоялось пять заседаний Координационного Совета. На данных заседаниях были рассмотрены следующие вопросы:

- о реализации закона Белгородской области от 31 января 2013 года №173
«О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области» в муниципальных образованиях области;

- о практике подготовки органами местного самоуправления нормативных правовых актов, включаемых в регистр муниципальных нормативных правовых актов;

- о повышении качества предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам;

- о правоприменении закона Белгородской области от 14.06.2012 №111
«О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств»;

- о муниципальном жилищном контроле;

- о практике работы представительных органов муниципальных образований области по социальному обеспечению ветеранов Великой Отечественной войны в связи с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне;

- об участии депутатов представительных органов местного самоуправления в заседаниях комитетов Белгородской областной Думы.

Решения, принятые по итогам работы заседаний Координационного Совета, были направлены ответственным структурам области, администрациям и представительным органам муниципальных районов и городских округов для дальнейшей работы.

В соответствии с пунктом «в» статьи 26 Устава Белгородской области Белгородская областная Дума осуществляет контроль над исполнением законов Белгородской области.

Постановлением Белгородской областной Думы от 27 сентября 2012 года
№ П/18-37-5 принято Положение о проведении Белгородской областной Думой мониторинга правоприменения.

В течение рассматриваемого периода подготовлены отчёты о результатах мониторинга правоприменительной практики 23 законов Белгородской области, главы 4 «Меры социальной защиты ветеранов труда, ветеранов военной службы» и главы 5 «Меры социальной защиты тружеников тыла» Социального кодекса Белгородской области.

По итогам мониторинга правоприменения законов Белгородской области разрабатываются предложения (рекомендации), которые были использованы в работе профильных комитетов областной Думы, при подготовке к заседаниям Координационного Совета.

В 2015 году были подготовлены и проведены научно-практическая конференция «Роль законодательных органов в развитии гражданского общества на территории Белгородской области» и конкурс Белгородской областной Думы «Если бы я стал депутатом…».

В первом полугодии 2014 года органами государственной власти и местного самоуправления региона совместно с депутатами областной Думы были проведены семинары на тему «О реализации действующего законодательства по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования».

В течение 2011 года комитетами областной Думы в тесном взаимодействии с представительными органами муниципальных образований проведено шесть семинаров. Четыре из них – на тему «О практике работы органов местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона от 06.10.2003 года №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в муниципальных образованиях области», основной целью которых явилась координация совместной работы депутатов областной Думы и представительных органов местного самоуправления региона.

Семинар на тему «Территориальное общественное самоуправление: сущность, значение и проблемы реализации» состоялся в городе Белгороде, где депутаты представительных органов местного самоуправления городских округов области познакомились с практикой работы территориального общественного самоуправления.

Комитетами областной Думы по законодательству и вопросам местного самоуправления, по бюджету, финансам и налоговой политике проведён семинар на тему: «Представительные органы муниципальных образований как субъекты права законодательной инициативы. Формирование местных бюджетов и оптимизация расходования средств местных бюджетов» с участием депутатов представительных органов муниципальных образований области, представителей департамента финансов и бюджетной политики области, Контрольно-счётной палаты Белгородской области, контрольно-ревизионных комиссий.

В 2012 году было проведено три семинара:

- комитетом областной Думы по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и экологии на тему: «Осуществление муниципального земельного контроля в муниципальных образованиях Белгородской области;

- аппаратом областной Думы совместно с управлением информационных технологий и связи Администрации Губернатора Белгородской области для представительных органов местного самоуправления на тему: «Организационно-правовые аспекты внедрения информационных технологий: особенности информационно-технологического обеспечения деятельности представительных органов, организация электронного документооборота, создание и функционирование официального web-сайта и работа на нём»;

- комитетом областной Думы по законодательству и вопросам местного самоуправления совместно с представительными органами местного самоуправления и прокуратуры на тему: «Взаимодействие представительных органов местного самоуправления с органами прокуратуры при разработке муниципальных нормативных правовых актов».

В 2013 году комитетом областной Думы по законодательству и вопросам местного самоуправления была продолжена деятельность по проведению зональных семинаров по наиболее актуальным вопросам в муниципальных образованиях Белгородской области. После выборов в представительные органы муниципальных образований области, состоявшихся 8 сентября 2013 года, комитетом было принято решение провести семинары для депутатов муниципальных образований всех уровней на тему «Организационные, правовые и информационные основы деятельности представительных органов муниципальных образований Белгородской области». Так, комитетом было проведено 9 семинаров, в которых приняли участие 1 838 человек (65%) из 19 районов Белгородской области, в их числе – около 60% впервые избранных депутатов.

В марте 2011 года состоялся семинар с помощниками депутатов областной Думы на тему: «О взаимодействии помощников депутатов областной Думы со структурными подразделениями аппарата Думы по реализации полномочий депутатов Белгородской областной Думы».

В течение срока полномочий областной Думы пятого созыва профильными комитетами систематически проводились заседания «круглых столов»:

- о состоянии и перспективах инновационного развития в области (апрель 2014 года);

- об организации деятельности органов государственной власти и общественности в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- о перспективах развития здравоохранения Белгородской области;

- о проблемах в сфере жилищно-коммунального комплекса на территории Белгородской области. В ходе заседания рассмотрен вопрос о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования. По итогам рассмотрения были выработаны рекомендации, в соответствии с которыми администрацией города Белгорода совместно с ГУП «Белводоканал» рассмотрен вопрос состояния очистных сооружений в городе Белгороде, о результатах рассмотрения были проинформированы депутаты комитета;

- на тему: «Перспективы и задачи формирования инновационной среды в Белгородской области» (апрель 2011 года), на котором обсуждались проблемы обеспечения финансовой поддержки приоритетных и перспективных направлений предпринимательской деятельности, механизмы государственной поддержки, стимулирующие модернизацию, инновации в секторе малого и среднего предпринимательства, развитие объектов инфраструктуры для обеспечения устойчивого ведения бизнеса;

- о правовом регулировании алкогольных и безалкогольных энергетических напитков;

- о состоянии, перспективах развития и проблемах ведения предпринимательской деятельности в городе Белгороде;

- о развитии пчеловодства или пчелопарков в Белгородской области. В ходе обсуждения данного вопроса была выработана единая позиция относительно проекта закона Белгородской области «О пчеловодстве»;

- об инициативе белгородской школьницы Насти Губернаторовой по отказу от использования полиэтиленовых пакетов как одного из направлений оздоровления окружающей среды на территории Белгородской области.

В соответствии с принятыми на заседании рекомендациями была проделана большая работа: проведены общественные акции «Неделя без полиэтиленового пакета», «Сохраним природу Белгородчины», в сентябре 2013 года на заседании отраслевой экспертной комиссии по рассмотрению проектов при департаменте экономического развития Белгородской области представлен и одобрен проект «Организация на территории промпарка «Северный» производства полимерных упаковочных материалов, в том числе биоразлагаемых». Запланировано строительство двух мусоросортировочных комплексов – один на границе Губкинского и Старооскольского округов, другой – в Белгородской агломерации;

- о мерах по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории Белгородской области.

В соответствии с решением «круглого стола» депутаты областной Думы выступили с обращением к депутатам Государственной Думы об ускорении принятия проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 53 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», которым предлагалось наделить руководителя ФСКН России правом временного приостановления оборота веществ, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения и запреты и которые обладают схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека (спайсы).

Депутатами профильного комитета активно обсуждался вопрос пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом на территории Белгородской области в части отмены ОАО «РЖД» ряда социально значимых маршрутов для жителей региона и сокращения подвижного и ремонтного составов. По данному вопросу принято обращение к Правительству Российской Федерации.

Также рассматривалась тема по оздоровлению бассейна Белгородского водохранилища.

На заседаниях комитетов неоднократно поднимался вопрос о деятельности негосударственных медицинских учреждений в системе обязательного медицинского страхования.

В отчётном периоде впервые взято за практику проведение нового формата мероприятий – «Депутатских часов», которые проводились после заседаний областной Думы.

В октябре 2010 года – мае 2015 года депутаты приняли участие в проведении «Дней депутатов областной Думы» с участием членов Муниципальных советов районов, депутатов городских и земских собраний. Дни депутата, как правило, проводились на предприятиях, в организациях, учреждениях городских округов и муниципальных районов области. Состоялись встречи депутатов с избирателями в трудовых коллективах, учебных заведениях, с жителями городских и сельских территорий, на которых обсуждались значимые и актуальные для области вопросы и события.

Наиболее важная задача таких встреч – диалог с избирателями по актуальным вопросам о текущей социально-экономической ситуации в области, об основных направлениях деятельности депутатов областной Думы, а также выявление на местах проблем и «болевых точек», на которых необходимо сконцентрировать усилия. Значимым является привлечение к участию в данном мероприятии депутатов представительных органов местного самоуправления области. Таким образом, происходит консолидация усилий депутатов всех уровней по созданию условий для эффективного развития области, повышения качества жизни населения.

За отчётный период Белгородской областной Думой было создано несколько комиссий. Например, комиссия по рассмотрению наказов избирателей, поступивших депутатам областной Думы пятого созыва в ходе предвыборной кампании, или комиссия с привлечением работников аппарата областной Думы вела работу по учёту, обобщению и предварительному изучению наказов избирателей с целью передачи их в комитеты областной Думы для дальнейшей работы.

В связи с многочисленными обращениями граждан к депутатам о качестве предоставления жилищно-коммунальных услуг, в декабре 2010 года постановлением областной Думы была создана комиссия во главе с депутатами областной Думы по проведению проверки оказания услуг на территории области управляющими компаниями и товариществами собственников жилья. Для проверки были выбраны девять управляющих компаний и товариществ собственников жилья: пять – в Белгороде, три – в Старом Осколе, и одна – в Губкине.

Результаты проверки оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства были рассмотрены на заседании Правительства Белгородской области в феврале 2011 года, а также обсуждены на встрече с депутатами Белгородской областной Думы, руководством Белгорода, депутатами городского Совета депутатов, представителями управляющих компаний и товариществ собственников жилья, общественности в марте 2011 года.

С целью изучения работы оружейных магазинов на территории области, а также условий приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия постановлением областной Думы от 30 апреля 2013 года №П/26-1-5 была создана депутатская комиссия по изучению порядка открытия и функционирования специализированных магазинов по продаже огнестрельного оружия, а также его приобретению, хранению и использованию на территории Белгородской области. По решению комиссии Белгородская областная Дума инициировала для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия»; обращение депутатов Белгородской областной Думы в Правительство РФ по вопросу внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 года
№814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»; обращение Белгородской областной Думы в Министерство внутренних дел РФ по вопросу ускорения внесения в Правительство РФ для последующего внесения в Государственную Думу ФС РФ проекта федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

В соответствии с решением областной Думы в сентябре 2011 года была создана группа депутатского расследования по проверке фактов, изложенных в обращении депутата областной Думы и общественных организаций Грайворонского района.

В 2012 году в целях проверки нарушений требований безопасности при открытии гипермаркета «Медиа Маркт» была создана рабочая группа из депутатов Белгородской областной Думы.

По итогам работы депутатских групп принимались соответствующие решения.

Депутатами и работниками аппарата областной Думы осуществляется постоянное взаимодействие с представительными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в виде оказания им консультативной, правовой и методической помощи, а также изучения практики их работы.

При оказании правовой помощи органам местного самоуправления регулярно осуществлялось консультирование по вопросам применения законодательства.

В рамках деятельности по оказанию методической помощи были подготовлены и направлены в органы местного самоуправления методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов и порядку их предоставления для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Белгородской области.

В сфере постоянного внимания и реагирования депутатов, руководства Думы, её аппарата находится входящая корреспонденция. В значительной степени она определяет приоритетные направления, содержание работы областной Думы.

За отчётный период в областную Думу поступило более 28,5 тысяч документов. В их числе 21,1% составляют документы Федерального Собрания Российской Федерации, 45,2% – администрации Губернатора области и её структурных подразделений, Правительства Белгородской области, 21% –служебная корреспонденция территориальных федеральных органов государственной власти, представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений области, общественных и других организаций.

В структуре поступивших документов – 4 662 проекта федеральных законов, 382 проекта законов Белгородской области, 379 заключений, поправок и замечаний к ним, 1 124 законодательных инициатив и обращений представительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Исполнение более 8,8 тысяч документов руководством областной Думы было взято на контроль, а 1 995 документов стали предметом обсуждения комитетов, Совета и заседаний Думы. В свою очередь, 767 документов было получено от коллег из различных регионов России в поддержку законодательных инициатив Белгородской областной Думы.

В адрес Белгородской областной Думы и её депутатов поступило 2 254 обращения граждан.

Среди граждан, обратившихся в областную Думу (1 400 обращений), 14,4% составляют пенсионеры, 10% – инвалиды, 5,3% – многодетные матери, 5,7% – предприниматели. Значительную часть обращений граждан составляют вопросы жилищно-коммунальной политики – 21,9%, социального обеспечения – 11,4%, финансовые вопросы – 9,8%, жалобы на нарушения прав граждан –14,2%.

По территориальному распределению граждан, обратившихся в Белгородскую областную Думу, чаще других обращались жители Белгорода – 37,8%, Белгородского района – 10,2%, Старого Оскола – 9,5%, других субъектов Российской Федерации – 8,2%.

В личной почте не только вопросы частного характера, но и реакция на законотворческую деятельность Белгородской областной Думы, таких писем поступило в областную Думу 5,9%.

Часть поднимаемых вопросов и предложений легли в основу законодательных инициатив депутатов областной Думы, их обращений в федеральные органы власти и местного самоуправления.

На основе применения информационных технологий, средств вычислительной и организационной техники в Белгородской областной Думе пятого созыва были продолжены мероприятия по совершенствованию информационного, документационного и материально-технического обеспечения деятельности Белгородской областной Думы.

В 2011 году введён в эксплуатацию обновленный сайт Белгородской областной Думы в сети «Интернет», на котором был значительно увеличен объём размещаемой информации о работе областной Думы.

Современные Интернет-технологии применялись при взаимодействии с избирателями: созданы интерактивные разделы сайта («Общественное обсуждение законопроектов», «Реализация законов Белгородской области», «Гражданская инициатива», «Опросы»), организована работа Интернет-приёмной областной Думы. Так, за отчётный период через Интернет-приёмную гражданами были направлены 667 обращений в адрес областной Думы и 854 обращения в адрес депутатов областной Думы.

Правовое управление осуществляет ведение раздела на сайте областной Думы «Ответы правового управления на наиболее часто задаваемые гражданами вопросы», где даются разъяснения по отдельным положениям законов Белгородской области, в том числе, по порядку их применения в конкретной ситуации.

Организованы онлайн-трансляции заседаний областной Думы в сети «Интернет», регулярно размещаются видеозаписи и фотогалереи заседаний.

В пятом созыве Белгородской областной Думы проведены мероприятия, направленные на совершенствование документационного обеспечения областной Думы.

Депутаты Белгородской областной Думы были обеспечены планшетными компьютерами Apple iPad, с помощью которых получили оперативный доступ к сети «Интернет», материалам к заседаниям в электронной форме.

Каждый депутат получил доступ к почтовому ящику электронной почты, благодаря которому появилась возможность оперативного обмена информацией между депутатами и аппаратом областной Думы, возможность обращения избирателей непосредственно к депутатам областной Думы.

В аппарате областной Думы было продолжено внедрение системы электронного документооборота «Дело-Предприятие», которая была установлена на рабочих местах всех работников аппарата областной Думы, обеспечен перевод всех документов в электронный вид и их электронная рассылка исполнителям.

Рассылка принятых областной Думой правовых актов, а также материалов к заседаниям и информационных материалов депутатам областной Думы производилась в электронной форме с возможностью доступа к ним с планшетных компьютеров, что позволило повысить оперативность доставки документов.

В пятом созыве создана система видеоконференцсвязи областной Думы, что обеспечило создание новых средств коммуникации с Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

В соответствии с Соглашением между Правительством Белгородской области и Белгородской областной Думой о взаимодействии при ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Белгородской области от 29 апреля 2009 года за отчётный период в областную Думу поступило 30 844 документа для включения в Регистр, в том числе, 15 373 правовых акта и 15 471 дополнительных сведений к ним.

Из поступивших актов признаны нормативными – 14 275 документов; признаны ненормативными – 380, они были возвращены в органы местного самоуправления Белгородской области. Сформировано текстов муниципальных нормативных правовых актов (с дополнительными сведениями к ним) в электронном виде – 6 991, внесено экспертных заключений – 4 993. 4 993 документа включено в регистр муниципальных нормативных правовых актов Белгородской области.

В отчётный период продолжалось взаимодействие Белгородской областной Думы с федеральными органами государственной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

1 июня 2011 года Комиссией по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на базе Белгородской областной Думы был проведён научно-практический семинар на тему: «Актуальные проблемы обеспечения парламентской деятельности в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации».

В марте 2014 года депутаты Белгородской областной Думы приняли участие в работе «круглого стола» на тему: «Совершенствование семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Региональный опыт», проводимого Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей на территории Белгородской области.

Белгородская областная Дума уделяла большое внимание укреплению взаимоотношений с субъектами Российской Федерации.

26 мая 2015 года в рамках визита делегации Республики Крым в Белгородскую область было подписано Соглашение о сотрудничестве между Белгородской областной Думой и Государственным Советом Республики Крым, направленное на углубление отношений между регионами в социально-экономической, правовой, гуманитарной и других сферах.

В июне 2012 года состоялся рабочий визит в Белгородскую областную Думу делегации Ростовского муниципального района Ярославской области по вопросу изучения опыта организации индивидуального жилищного строительства в Белгородской области.

Также с рабочим визитом Белгородскую областную Думу посещала делегация Ярославской областной Думы.

В июле 2014 года состоялась рабочая встреча председателя Белгородской областной Думы с депутатами Калининградской областной Думы по обмену опытом по формированию системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области.

В сентябре 2014 года состоялся рабочий визит в Белгородскую областную Думу делегации Законодательного Собрания Вологодской области по изучению вопросов государственной поддержки агропромышленного комплекса в Белгородской области.

В ноябре 2014 года была проведена рабочая встреча с депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края на тему: «Изучение практики работы и структуры органов местного самоуправления в Белгородской области. Работа исполнительных и представительных органов субъектов Российской Федерации в сфере установления законодательных основ местного самоуправления и взаимодействия с органами местного самоуправления».

Традиционным стало участие депутатов в рождественском благотворительном марафоне «Тёплым словом – добрым делом».

На протяжении отчётного периода председатель и депутаты Белгородской областной Думы принимали участие в заседаниях Попечительского Совета «Прохоровское поле». Основным вопросом заседаний Совета стала организация и подготовка к торжествам, посвящённым 70-летию Курской битвы и Победы в Прохоровском танковом сражении, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Ежегодно руководство и депутаты Белгородской областной Думы принимают участие в награждении многодетных матерей, проживающих на территории региона, Почётным знаком Белгородской области «Материнская слава».

Ежегодно Белгородская областная Дума проводит творческий конкурс «Власть представительная».

В течение отчётного периода ежегодно, весной и осенью, силами депутатов и аппарата областной Думы в Корочанском районе проводилась посадка деревьев в специально отведённом месте «Думский лес». За это время посажено 20 000 саженцев дуба.

Практически ни одно из общественно значимых мероприятий, проводимых на территории Белгородской области, не обходится без участия депутатов областной Думы и её руководства.

Особое внимание Белгородская областная Дума уделяет работе с общественными организациями и политическими партиями.

Представители общественных организаций участвуют в заседаниях областной Думы, комитетов, «круглых столов», в проведении мониторинга правоприменения действующих областных законов. Общественная палата, её комиссии, актив общественных организаций участвуют в разработке принимаемых областной Думой нормативных правовых актов.

Депутаты областной Думы принимают активное участие в различных мероприятиях, проводимых общественными организациями.

Политические партии, не представленные в областной Думе, в соответствии с утверждаемым графиком ежемесячно участвуют в работе заседаний Думы.

Активное взаимодействие со средствами массовой информации – одно из важных направлений работы Белгородской областной Думы пятого созыва. В течение всего срока полномочий принимались активные меры по обеспечению открытости Думы и более полному информированию граждан о её работе. Ежемесячно в печатных и электронных средствах массовой информации публиковались материалы о деятельности областной Думы и её депутатов, работа областной Думы регулярно освещалась на официальном сайте законодательного органа, в эфире ФМ-радиостанций.

В течение созыва по данным мониторинга пресс-центра в средствах массовой информации ежегодно публиковалось (выходило в эфир) порядка 4-х тысяч материалов, затрагивающих работу Думы и её депутатов, треть из них была подготовлена по материалам пресс-центра областной Думы.

Основная тематика указанных материалов: законотворческая деятельность Думы, работа депутатов в округах, взаимодействие законодательного органа региона с органами местного самоуправления, информационная открытость Думы и взаимодействие с общественностью, участие депутатов в общественной и политической жизни области и страны.

В течение созыва велась активная работа в социальных медиа по трансляции актуальной информации о деятельности Думы и увеличению читательской аудитории.

В год двадцатилетия областной Думы на официальном сайте Думы создан ретроспективный раздел, посвящённый истории и современности Думы, в сотрудничестве с ГТРК «Белгород» подготовлен документальный фильм об истории и сегодняшней работе законодательного органа. На телеканале «Мир Белогорья» был организован выпуск программ в рамках специального проекта «Избранные». Также организовывалась выставка к 20-летию Белгородской областной Думы.

В рамках подготовки празднования 20-летия образования Белгородской областной Думы проведён конкурс среди учащихся образовательных учреждений области «Моя законотворческая инициатива» и конкурс на лучший реферат об истории парламентаризма в Белгородской области.

Состоялась встреча с успешно обучающимися старшеклассниками общеобразовательных учреждений и студентами высшего профессионального образования города Белгорода в рамках акции «Задай вопрос депутату».

Также был проведён открытый урок «Белгородская областная Дума – 20 лет законотворческой деятельности» с участием депутатов Думы и представительных органов местного самоуправления в 10-11 классах общеобразовательных школ, учреждениях высшего профессионального образования региона.

Все намеченные областной Думой планы по созданию благоприятных условий для социально-экономического развития области в отчётном периоде в основном выполнены, сформирована основа для дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы области.